« Любовь к родному краю, знание его культуры – основа,
на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Культура, как растение, у нее есть не только ветки, но и корни. Чрезвычайно
важно, чтобы рост начинался именно с корней.» Д.С.Лихачев. Как
известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все
человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого
собственные наблюдения. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами
жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее
благоприятным для духовно-нравственного воспитания. Воспитывать и формировать
миропонимание ребенка необходимо тогда, когда его жизненный опыт только
начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности,
проявляются первые моральные установки, взгляды. Содержание нравственного воспитания представляет
собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной
энциклопедией педагог знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные
качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность,
доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др. Поэтому, для духовно – нравственного воспитания детей
необходимо использовать средства народного искусства. Источниками
народного творчества является родная природа, окружающий быт,
декоративно-прикладное искусство, художественная литература. Народное искусство, включая все его виды,
обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный дух
заряд, эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество прекрасного, веру
добра и справедливости. Приобщение
детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие детей в
национальных праздниках, например, «Зимние святки» , «Масленица» позволяют познакомить с традициями русского
народа, воспитывают нравственные чувства, развивают. Наполняют эмоциональную
сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус,
обогащают речь ребенка. Народное искусство позволяет приобщать детей к
духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая
произведения устного народного творчества, рассматривая изделия прикладного
искусства, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что
порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Например, при знакомстве с Городецкой и дымковской росписью, мы знакомим не только
с элементами, но прежде всего, с историей возникновения декоративно –прикладного искусства, место возникновения,
традициями, способами изготовления, а
потом - с характерными элементами
росписи. Рассматривая произведения
декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости,
удовольствия от ярких цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов,
проникаются уважением к мастеру создавшему их, у них возникает стремление самим
научиться создавать прекрасное. Знакомим детей с русским народными костюмами. Это очень важно, т.к. позволяет показать
непрерывную связь поколений и связь с искусством. Для духовно-нравственного воспитания используем сказки, русский фольклор. При
чтении народных произведений дети знакомятся с художественным языком (
например, добрый молодец, девица, матушка, батюшка, малые детушки). Слушая
сказку получают представления о добре и
зле, представления о крестьянской семье, как нравственной и хозяйственной
основой национального образа, позволяет познакомить с семейным укладом,
обычаями и обрядами, роли семьи в сохранении и передаче традиций,
знакомство с основными занятиями
крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства. Вообще
русские народные сказки имеют большой воспитательный
материал для развития нравственных качеств у детей, т.к всегда в
них противостоят друг другу хорошее и плохое: добро и зло, щедрость и жадность
,правда и ложь, послушание и упрямство, трудолюбие и лень. В сказках, русском
фольклоре виден, быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и
лукавый русский ум. В русских сказках
присутствует образ русской земли. Поэтически дана характеристика русской природы: чистое поле,
береза, калина, т.е. показана тесная связь человека, привязанность к родному
краю. На все это мы должны обратить внимание детей. Наряду
со сказками, поговорки и пословицы
являются важнейшим средством нравственного воспитания детей,
своеобразным учебником жизни, так восхваляются хорошие черты человека и
порицаются плохие, например: «Ласковым словом много добьешься», «Коня ведут
уздечкой, а человека словом», «Труд
человека кормит, а лень портит», «Время
– делу, а потехе – час», «Запасливый лучше богатого», «Без труда не выловишь и
рыбку из пруда». Мир детства не может быть без игры. Игра в
жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по
жизни. Русские народные игры имеют многовековую историю. В этих играх
отражается любовь народа к движениям, удальству. Народные игры помогают усваивать
знания, полученные на занятиях:
например, чтобы закрепить представление
о цветах, оттенках, мы с детьми играем в игру « Краски». Детям очень нравиться. В ней присутствует
своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог « монаха» и « продавца», прыжки на
одной ноге и стихотворный текст. В народных играх много юмора, соревнований,
задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами,
любимыми детьми считалками и зазывалками
( например, зазывалка: приглашаю детвору на веселую игру, а кого не
примем за уши поднимем. Уши будут красными до того прекрасными.) или игра «
уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки
сопровождаются подпевкой. Через игры, забавы дети приобщаются к социальным отношениям,
общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. Таким образом, для духовно-нравственного воспитания детей необходимо использовать все
средства народного искусства, с помощью которых происходит приобщение
ребенка к миру общечеловеческих
ценностей, формирование отношения к природе, к рукотворному миру, людям ,
труду, искусству, культуре народного края. Именно так ребенок постепенно
принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает
свои эмоциональные проблемы, познает мир, приобретает социальный опыт. | |
| |
Просмотров: 2664 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |