Духовно-нравственное воспитание средствами народного искусства

 « Любовь  к родному краю, знание его культуры – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у нее есть не только ветки, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.» Д.С.Лихачев.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе.

 Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для духовно-нравственного воспитания. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо тогда, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, проявляются первые моральные установки, взгляды.

  Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагог знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др. Поэтому,  для духовно – нравственного воспитания детей необходимо использовать средства народного искусства.

Источниками народного творчества является родная природа, окружающий быт, декоративно-прикладное искусство, художественная  литература.

 Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный дух заряд, эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество прекрасного, веру добра и справедливости.

 Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие детей в национальных праздниках, например, «Зимние святки» , «Масленица»  позволяют познакомить с традициями русского народа, воспитывают нравственные чувства, развивают. Наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, обогащают речь ребенка.

Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, рассматривая изделия прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей,  о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Например, при знакомстве с Городецкой  и дымковской росписью, мы знакомим  не только  с элементами, но прежде всего, с историей  возникновения декоративно –прикладного  искусства, место возникновения, традициями,  способами изготовления, а потом - с характерными элементами  росписи. Рассматривая произведения  декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.  

Знакомим детей с русским народными костюмами.  Это очень важно, т.к. позволяет показать непрерывную связь поколений и связь с искусством.

 Для духовно-нравственного воспитания  используем сказки, русский фольклор. При чтении народных произведений дети знакомятся с художественным языком ( например, добрый молодец, девица, матушка, батюшка, малые детушки). 

Слушая сказку  получают представления о добре и зле, представления о крестьянской семье, как нравственной и хозяйственной основой национального образа, позволяет познакомить с семейным укладом, обычаями и  обрядами, роли семьи  в сохранении и передаче традиций, знакомство  с основными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства.

Вообще русские народные сказки имеют  большой воспитательный материал  для развития   нравственных качеств у детей, т.к всегда в них противостоят друг другу хорошее и плохое: добро и зло, щедрость и жадность ,правда и ложь, послушание и упрямство, трудолюбие и лень. В сказках, русском фольклоре виден, быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум. В русских сказках  присутствует образ русской земли. Поэтически дана  характеристика русской природы: чистое поле, береза, калина, т.е. показана тесная связь человека, привязанность к родному краю. На все это мы должны обратить внимание детей.

Наряду со сказками, поговорки и пословицы  являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным учебником жизни, так восхваляются хорошие черты человека и порицаются плохие, например: «Ласковым словом много добьешься», «Коня ведут уздечкой, а человека словом»,  «Труд человека кормит, а лень портит»,  «Время – делу, а потехе – час», «Запасливый лучше богатого», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

   Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Русские народные игры имеют многовековую историю. В этих играх отражается любовь народа к движениям, удальству. Народные игры помогают усваивать знания, полученные на  занятиях: например, чтобы закрепить представление  о цветах, оттенках, мы с детьми играем в игру « Краски». Детям  очень нравиться. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь,  диалог « монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст. В народных играх много юмора, соревнований, задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками  ( например, зазывалка: приглашаю детвору на веселую игру, а кого не примем за уши поднимем. Уши будут красными до того прекрасными.) или игра « уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Через игры, забавы дети приобщаются к социальным отношениям, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.

 Таким образом, для  духовно-нравственного  воспитания детей необходимо использовать все средства народного искусства, с помощью которых происходит приобщение ребенка  к миру общечеловеческих ценностей, формирование отношения к природе, к рукотворному миру, людям , труду, искусству, культуре народного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир, приобретает социальный опыт.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: luchik (09.01.2013)
Просмотров: 2664 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]